Я решала упражнения, читала тексты, вставляла a/an, the, -ing. Делала все, что говорил репетитор. Вот только пару раз я включила канал CNN и ничего не поняла. Сначала, мне показалось, что я просто устала. Но так повторялось снова и снова. Люди в кадре делились эмоциями, рассказывали о чем-то, а я ничего не слышала, кроме and, but и me.
Это потом я узнала, что нельзя учить английский так, как учат мертвую латынь. Что «отглагольное сказуемое», «придаточное условия» и прочие заумности бесполезны, если человек не может спросить, как пройти в туалет.
Я не могла слышать, что говорят, потому что у меня самой было ужасное произношение. Хотя, нет. У меня было обычное произношение. Стандартное советское. Я честно повторяла за учителями в школе и за репетитором, и вот результат.
Мне было обидно, что меня обманули. Но у меня была мечта. Когда мне было 10 лет, я мечтала уехать в Америку. И тут моя мечта могла накрыться, только потому что меня научили какому-то неправильному английскому.
Каждый день с 20:00 до 21:00 я просиживала перед телевизором и слушала ненавистный CNN. Отрицание, гнев, отчаяние – я прошла все стадии. Я даже не знала, изменится ли что-нибудь, и начну ли я слышать больше трех слов. Через месяц я стала слышать около 50% речи. Может быть, люди на CNN сжалились надо мной и стали разговаривать с русским акцентом. Хочется верить, что я не зря сидела перед телевизором. Через год стало слышно почти 100%.
Психологически, у меня так и не получилось преодолеть страх. Сейчас я разбираю любые видео на субтитры, я сделала всего одну ошибку в listening на IELTS. Недавно я почти поняла, что поет Sean Paul. Но я все равно я боюсь, что когда-нибудь включу видео и стану слышать только and и but.
Забегая вперед, я очень рада, что ни один из моих учеников не страдает от непонимания, как страдала я. Через месяц-два занятий все всё слышат (по своему уровню), и это хорошо.